| 
		
		 В ночь с 13 на 14 января жители России отмечают 
		Старый Новый год. Когда-то этот день приходился на 1 января и назывался 
		Васильевым днем, а канун его - 31 декабря, ставший позднее 13 января, - 
		Васильевым вечером. 
		 
		Старый Новый год - это редкий исторический феномен, дополнительный 
		праздник, который возник в результате смены летоисчисления. 
		   
		      
		 
		Напомним, что в 1699 году Петр I постановил праздновать Новый год 1 
		января и установил на Руси Юлианский календарь, который на 13 суток 
		отстает от григорианского, по которому живет Европа. Юлианский календарь 
		действовал в нашей стране до 1918 года. Большевики, приняв декрет "О 
		введении в Российской республике западноевропейского календаря" , 
		"упразднили" эти 13 дней в году, полагая, что люди будут праздновать 
		смену лет как все - по григорианскому календарю. А жители нашей страны 
		до сих пор встречают Новый год по двум календарям: по новому - 
		григорианскому и старому - юлианскому. Таким образом, в ночь с 13 на 14 
		января, каждый может позволить себе "допраздновать" самый любимый 
		праздник. 
		 
		Старый Новый год сочетает в себе мирские и христианско-православные 
		традиции встречи Нового года.  
		 
		По мирским традициям в старый Новый год по телевидению повторяют все 
		новогодние передачи, фильмы и концерты. Ну а если вы встречали Новый год 
		в семейном кругу, то отпраздновать Старый можете вместе с друзьями. 
		 
		Согласно христианско-православным традициям в канун Нового года было 
		принято отмечать Васильев день. Иначе этот праздник называли "Кесаретским", 
		в честь святого Василия Великого, архиепископа кесарийского. Его же 
		называли Василием Щедрым, так как ни один праздничный стол по обилию 
		угощений не мог сравниться с новогодним. 
		 
		В этот день было принято щедро накрывать стол. Особенно ценились блюда 
		из свинины. Свиное мясо было главным угощением во время Васильева вечера 
		и Рождественских Святок, так как Святой Василий Великий считался 
		покровителем свиней. У людей зажиточных целую неделю от Рождества 
		Христова до Нового года стояла на столе свиная голова.  
		 
		Есть и народные приметы, связанные с этим праздником.  
		В этот день рано утром варили Васильеву кашу и следили за тем, как она 
		готовится. Если каша полезет из кастрюли - беда будет всему дому. Если 
		каша удалась - съедают ее дочиста. 
		 
		Если в ночь с 13 на 14 января небо ясное и звездное - будет богатый 
		урожай ягод.  
		 
		14 января садоводам рекомендуется встряхнуть плодовые деревья, потому 
		что святой Василий Великий, по народному поверью, еще и охраняет сады от 
		червей и вредителей. Утром 14 января нужно пройти по саду со словами 
		древнего заговора: "Как отряхиваю я (имя) белпушист снег, так отряхнет 
		червя-гада всякого по весне святой Василий!" 
		 
		Святой Василий Великий празднуется на восьмой день Святок, в самый 
		разгар святочных гаданий. Гадания в староновогоднюю ночь особенные. 
		Гадают буквально все: старики - о жизни, девушки и парни - о женихах и 
		невестах, матери - о здороье и судьбах детей, а рачительные хозяева - об 
		успехе в делах.  
		 
		О жизни чаще всего гадают по ложкам, оставленным на столе после того, 
		как все легли спать. Каждый запоминает свою ложку и утром смотрит, как 
		она лежит: если выемкой вниз - все в порядке, если же она перевернулась 
		- вам следует подумать о здоровье, уберечь себя от неприятностей.  
		 
		Староновогоднее гадание о замужестве - подслушивание разговоров под 
		чужими дверьми (услышанное "иди" - к замужеству, а "сиди" - к 
		затянувшемуся девичеству).  
		 
		На Васильев день дети, молодые парни и девушки ходили по домам, 
		выпрашивая пироги, свиные ноги, а также все остальное, чем угостят 
		радушные хозяева. Все выпрошенное собиралось в лукошко и съедалось после 
		удачного похода.  
		 
		Кстати, традиция встречать Старый Новый год сохранилась не только в 
		России, но и в Сербии и Черногории. Сербы называют этот праздник 
		Сербский Новый год. 
		 
		Старый Новый год отмечают также в некоторых немецкоязычных кантонах 
		Швейцарии. Как и в России, это следы народного неприятия перехода на 
		григорианский календарь (этот переход в протестантской Швейцарии 
		происходил в XVII-XVIII веках).  |